Продавец воздуха Первый инвестбанкир Джон Пирпонт Морган заработал имя и $80 млн на недружественных поглощениях |
«Он даже не был богат», — с удивлением произнес Джон Рокфеллер, узнав, что состояние американского банкира и железнодорожного магната Джона Пирпонта Моргана было чуть больше $80 млн. Сам Рокфеллер, богатейший человек планеты всех времен (по версии Forbes), владел состоянием в $1 млрд. Тем не менее Моргану удалось построить международную банковскую империю, по мощи и узнаваемости бренда сравнимую с банковскими домами Ротшильдов и Барингов. Удачливый банкир Морган превратил небольшую железнодорожную компанию Federal Steel в гигантское объединение железнодорожных и сталелитейных компаний. Морган был против рыночной конкуренции — соперничество за долю рынка, по мнению бизнесмена, обескровливало предприятия. А потому Джон Пирпонт Морган массово скупал компании у конкурентов и прослыл акулой рынка слияний и поглощений. На войне как на войне Джон Пирпонт Морган родился в семье американского финансиста Джуниуса Моргана, владельца крупного банковского дома G.S. Morgan & Co. Окончив Геттингенский университет (Германия), Морган-младший отправился на поиски счастья в Нью-Йорк. К тому времени Джуниус Морган стал компаньоном известного финансиста Джорджа Пибоди и по его приглашению переехал в Лондон. По рекомендации отца молодой Пирпонт получил место в английском представительстве респектабельного нью-йоркского банка Duncan, Sсhermann & Co. Тогда, в 1850-х, Джон Морган предпринял первые самостоятельные шаги в бизнесе. Он приобрел 5 акций Тихоокеанской почтово-пароходной компании по $63 каждая. Отец не одобрил сделку: мол, суда компании не раз терпели кораблекрушения, а акциями предприятия спекулировали все кому ни лень. Пирпонт не послушал отца и вскоре приобрел еще акции Тихоокеанской почтовой. Увы, год спустя Моргану пришлось продать пакет акций с общим убытком почти в $1,5 тыс. Однако молодой инвестор не отчаивался: на одолженные у отца деньги он купил одну акцию Центральной мичиганской железнодорожной компании. Через месяц спекулянт продал бумагу со 100% прибылью. Во время Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) Джон Морган продолжил карьеру спекулянта. Правда, теперь Пирпонт торговал не ценными бумагами, а оружием. В начале войны он вместе с компаньонами приобрел у южан вышедшее из строя оружие и продал его северянам, заработав на этой сделке 25% чистой прибыли. Позднее дело о спекуляциях с оружием расследовала комиссия американского Конгресса, однако к ответственности Пирпонта Моргана не привлекли — его выручили связи в правительстве. Вскоре заработки Пирпонта удвоились за счет махинаций на государственных банковских билетах, особого вида средстве платежа. С введением билетов на севере страны возник двойной денежный стандарт — бумажный и золотой, не существовало и фиксированной цены на две валюты. При этом золото было дороже бумажных денег, а соотношение одного к другому напрямую зависело от политических событий в стране. Если армия Севера терпела поражение — инвесторы переводили средства в золото и таким образом поднимали его цену. Когда появлялась надежда на установление мира между Севером и Югом, коммерсанты продавали золото, цены на него падали. Пирпонт занялся операциями с валютой: открыл совместный банковский счет с финансистом Эдвардом Кетчумом (спустя несколько лет арестованным за многочисленные махинации на валютном рынке) и начал скупку золота. Компаньоны занимали деньги и приобретали слитки. Накопив достаточное количество золота (на $2 млн), Морган и Кетчум продали $1,15 млн на валютном рынке Англии. В Нью-Йорке начался ажиотаж: стало катастрофически не хватать золота, стоимость унции сильно выросла. Когда стоимость золота достигла пика, Морган и Кетчум продали остававшееся у них золото (на $850 тыс.), заработав на этой операции $132,4 тыс. чистой прибыли. Репутация Пирпонта и на этот раз не пострадала. Конкуренты и коллеги Моргана с Уолл-стрит сочли сделку проявлением необычайной смекалки. Однако отец Пирпонта Джуниус Морган был вне себя от ярости. Спекуляции на золоте во время кризиса валютной системы в США Джуниус считал неэтичными. Старый Морган пригрозил сыну разрывом профессиональных отношений и разделом банковского имущества. Впрочем, свои угрозы он не воплотил в жизнь, а вместо этого подыскал непослушному сыну компаньона-наставника. Им стал опытный финансист Чарльз Дебни из банка Duncan, Sсhermann & Co. Теперь нью-йоркское отделение банка Морганов называлось Debny Morgan & Co. Впрочем, подчиняться наставнику молодой Морган не стал, а реорганизовал банк: отправил Дебни в отставку, а в партнеры взял давнего соратника и друга Тони Дрексела. На все руки Пирпонт Морган прославился не только как талантливый спекулянт, но и как специалист по решению корпоративных конфликтов. После Гражданской войны в США начался железнодорожный бум, по всей стране строили сетку железных дорог. Новый вид бизнеса заинтересовал Пирпонта. Строительство в то время сильно зависело от банковских учреждений, кредитовавших железнодорожные компании. Многочисленные акционеры и держатели облигаций железнодорожных компаний не могли эффективно контролировать деятельность менеджеров. А потому вместо акционеров такими предприятиями часто управляли банкиры. Банк Моргана спонсировал выпуск облигаций на $700 тыс. для иллинойской железнодорожной компании Keiro & Vincens. Год спустя компания оказалась на грани банкротства. Пирпонт не растерялся — взял бразды правления в Keiro & Vincens в свои руки. Он полностью реорганизовал компанию: ввел в совет директоров дружественных Моргану банкиров. В 1869 году крупный американский бизнесмен Джей Гоулд попытался отобрать у Пирпонта контроль над небольшой железнодорожной фирмой Olbany & Sascuehanna. Гоулд хотел присоединить компанию Моргана к своей Эрийской железной дороге. Когда Пирпонт отправился в путешествие, Гоулд вместе с компаньоном Джеймсом Фиском начал скупать акции Olbany, последний даже пытался силой захватить железную дорогу. Но Морган вернулся в Нью-Йорк, докупил 600 акций и отправился в суд — подавать иск на Гоулда и Фиска. Суд банкир выиграл и... сдал железную дорогу Гоулду в аренду сроком на 99 лет. Морган считался одним из самых влиятельных людей в финансовом мире. В начале 1870-х руководство акционерного общества Chicago & Olton решило расширить и усовершенствовать дорогу, выпустив 3 млн новых акций. Пирпонт не имел прямого отношения к компании — его банк всего лишь помог фирме выпустить облигации на пару сотен тысяч долларов. Однако менеджеры Chicago & Olton пришли к банкиру за советом. Пирпонт рассудил, что нужды в новой дороге нет, и запретил проводить допэмиссию. Для надежности он пригрозил Chicago & Olton тем, что прекратит предоставлять услуги этой компании на финансовом рынке, в случае если руководство компании решится на этот «самоубийственный план». Совет директоров счел за лучшее не перечить банкиру, допэмиссию отменили. Помимо железных дорог, Морган интересовался и другими отраслями, например, электроэнергетикой. Когда Томас Эдисон изобрел лампу накаливания и предложил местным властям с ее помощью осветить центр Манхэттена, банковский дом Моргана взялся профинансировать проект. Морган настолько увлекся идеями Эдисона, что даже оборудовал свой особняк системой электрического освещения. Впоследствии вместе с Эдисоном банкир собирался электрифицировать крупные города Америки. Однако Эдисон все свое время и силы посвящал науке, а не совместному бизнесу. Вместо реализации грандиозных бизнес-планов Пирпонта Эдисон занимался разработкой фонографа и машины для обогащения руды. Пришлось Моргану объединить усилия с конкурирующей компанией: его Edison Electric слилась с Thomson & Huston. Впрочем, от необходимости работать с конкурентами Джон Морган не страдал, ведь таким образом снижался уровень конкуренции на рынке. Новая фирма получила название General Electric. Пирпонту Моргану довелось иметь дело и с печатным бизнесом. Известный американский издательский дом Haarper’s & Brothers обратился к финансисту за помощью. Продукция издателей пользовалась популярностью, однако ИД терпел убытки, компания находилась на грани банкротства. Вердикт Пирпонта Моргана — акционирование компании. Под руководством Моргана издательский дом выпустил акций на $2 млн, а также облигаций на $3 млн. С помощью связей Моргана все бумаги были проданы, а компания быстро вышла из состояния дефолта. Однако спустя три года издатели вновь обратились к Пирпонту — на этот раз за кредитом. Джон Морган в течение нескольких лет предоставлял компании беспроцентный кредит (в общей сложности на $2,5 млн), считая эти инвестиции своеобразной благотворительностью. Как закалялась сталь В начале XX века в США появилась новая отрасль промышленности — производство стали. Сталелитейные компании приносили колоссальные прибыли своим собственникам — наравне с железнодорожным бизнесом. В конце XIX века Морган решил заняться металлургией: принял активное участие в формировании холдинга Federal Steel. Под крылом этой компании он объединил сталелитейные производства Federal Steel, Lorein и Minnesota Iron Company. Компания стала вторым в США сталелитейным концерном по объемам производства и являлась главным конкурентом Carnegie Steel Company, принадлежавшей стальному королю Эндрю Карнеги. Карнеги никак не ожидал, что Моргану удастся объединить три сталеплавильных завода. Впрочем, даже после того как холдинг был создан, магнат скептически заметил: «Я полагаю, что Federal — это величайший в мире концерн по производству ценных бумаг, но что касается стали, то они провалятся со скандалом». Карнеги не учел, что быстрорастущая компания Моргана способна поглотить Carnegie Steel. Идея приобрести металлургический бизнес Карнеги принадлежала президенту Federal Steel Альберту Гэри. А покупке поспособствовал президент Carnegie Steel Company Чарльз Шваб. Топ-менеджер считал, что Карнеги уже стар и в один прекрасный день забросит дело, которому так долго служил Чарльз Шваб. В конце 1900 года Морган и Шваб встретились на светском приеме. Шваб произнес пламенную речь о будущем сталелитейной промышленности. «Если стальные магнаты организуют огромное объединение производств, в которое войдут трубные заводы, предприятия по производству проволоки и прочего, то они смогут неограниченно расширять и завоевывать рынки стали», — вдохновенно рассказывал президент Carnegie Steel. Заводы необходимо размещать недалеко от потребителей — это помогло бы корпорациям снизить транспортные расходы, рассуждал Шваб. Речь президента Carnegie Steel очень понравилась Моргану. Он начал переговоры со Швабом о создании огромной сталелитейной корпорации, основой которой должна была стать Carnegie Steel. Собственник компании Эндрю Карнеги о готовящейся продаже не знал. Спустя несколько месяцев после начала переговоров Шваб рассказал Карнеги о желании Моргана купить у сталелитейного магната его компанию. Цену сделки Пирпонт предложил назначить самому Карнеги. Эндрю согласился на сделку и сообщил Швабу свои условия — $480 млн за корпорацию ($100 млрд по нынешним меркам). Морган согласился с ценой не торгуясь. Позже Карнеги говорил, что Пирпонт мог спокойно заплатить за компанию и $580 млн — инвестбанкиру и спекулянту со стажем Джону Пирпонту Моргану ничего не стоило привлечь синдикаты для покупки Carnegie Steel. Вскоре после сделки компанию переименовали в US Steel (ныне крупнейший в США металлургический концерн), президентом ее стал Чарльз Шваб. Интенсивная деятельность Пирпонта на рынке M&A привлекла внимание политиков и чиновников лишь в конце жизни инвестбанкира. В 1912 году Моргану пришлось выступать на заседании государственной комиссии, расследовавшей деятельность банковских домов. Спустя три с половиной месяца после выступления в Комиссии Пирпонт скончался, дело против финансового дома Морганов закрыли. Банковский бизнес отца продолжил сын Джон Пирпонт Морган-младший, однако он не унаследовал деловую хватку отца и столь же влиятеленым банкиром, как его отец, не стал. Крупнейшая сделка Моргана После смерти промышленного магната и миллиардера Корнелиуса Вандербильта в 1877 году его сын Уильям унаследовал 75% акций крупнейшей в Америке железнодорожной компании New York Central. Спустя два года после кончины отца Уильям решил продать компанию. Причина продажи — намерение властей штата Нью-Йорк запретить единоличное владение крупными транспортными линиями и желание Вандербильта-младшего обналичить свое наследство. При этом Вандербильт хотел сохранить сделку в секрете: слухи о том, что легендарное семейство Вандербильтов отходит от управления компанией, могли негативно повлиять на цену акций. Организовать продажу компании Уильям Вандербильт поручил знаменитому инвестбанкиру Джону Пирпонту Моргану. План Пирпонта был прост. Бумаги Вандербильта выкупал синдикат банков и финансовых компаний, а затем акции продавали на фондовом рынке небольшими пакетами. Сделка была выгодна и банкам, участвовавшим в синдикате, и самому Моргану: выкупали акции по $120 за штуку, продавали — по $131. Вандербильт при этом в накладе не оставался — за компанию он получал огромные по тем временам деньги — $30 млн. Однако при реализации мелких пакетов акций на биржах выяснилось, что слухи о продаже бизнеса Вандербильтов и организации синдиката просочились на рынок, поэтому заработать на сделке миллионы долларов Моргану не удастся. Постепенно синдикат распродал все 250 тыс. акций New York Central, купленные у Вандербильта. Прибыль Моргана на этой операции оказалась незначительной, однако продажу New York Central окрестили самой крупной сделкой инвестбанкира. Кроме того, Морган посредством продажи этой компании примирил двух давних врагов: семейство Вандербильтов и известного бизнесмена Джея Гоулда. В совет директоров проданной New York Central вошли два союзника Гоулда. После этой сделки Гоулд оставил компании клана Вандербильтов в покое. Карьера инвестбанкира 1837 г. — родился в Хартфорде, штат Коннектикут (США) 1854 г. — отец Джона, знаменитый банкир Джуниус Морган, становится компаньоном банкира Джорджа Пибоди и переезжает в Лондон. Вместе с ним едет и Джон Пирпонт 1857 г. — поступил на службу в Нью-йоркский банк Duncan, Schermann & CО 1862 г. — совместно с кузеном Джимом Гудвином учредил в Нью-Йорке банк J.P. Morgan & CО 1863 г. — на спекуляциях золотом вместе с компаньоном Эдвардом Кетчумом заработал $132 тыс. прибыли 1869 г. — участвовал в корпоративном конфликте — боролся за контроль над железной дорогой Olbany & Sascuehanna с крупным промышленником Джеем Гоулдом. После череды судебных разбирательств получил контроль над компанией и стал ее вице-президентом 1872 г. — спонсировал выпуск облигаций на $700 тыс. иллинойской железнодорожной компании Keiro & Vincens; вскоре получил контроль над компанией 1878 г. — банк Джон П. Моргана финансировал проект Томаса Эдисона. Цель проекта — построить осветительную систему на Манхэттене 1880 г. — организовал синдикат для продажи облигаций железной дороги Northern Pacific на рекордную для фондового рынка сумму — $40 млн 1890 г. — умер отец Пирпонта Джуниус Морган. Его лондонский банк перешел к Моргану-младшему 1892 г. — объединил свою электрическую компанию Edison Еlectric с конкурирующей Thomson Huston. Новое название компании — General Electric 1901 г. — приобрел Carnegie Steel у сталелитейного магната Эндрю Карнеги. Докупил несколько мелких сталелитейных заводов и объединил свои металлургические активы в компанию US Steel 1912 г. — комиссия Конгресса США расследовала деятельность «денежного траста» Джона Пирпонта Моргана. Известному инвестбанкиру приходится давать показания в суде
|