М-ру Альберту Финису, специальному
корреспонденту Manufacturers' Record, Нью-Йорк:
Дорогой сэр,
Отвечая на ваш вчерашний
вопрос: применение электричества для приведения автомобилей в движение – это
определенно рациональная идея. Я рад узнать, что м-р Либ взял на себя применение
ее на практике. Его долгий опыт работы с компанией General Electric и другими
предприятиями должен оказать ему превосходную службу в решении этой задачи.
Нет сомнений, что таким
образом может быть изготовлена высокоудачная машина. Поле действий неисчерпаемо,
и этот новый вид автомобиля, использующий наведенное электрическое поле между
генератором и ротором, имеет, по моему мнению, великое будущее.
Я сам в течение многих лет
отстаивал этот принцип. В многочисленных технических публикациях вы найдете сделанные
мной в этом отношении утверждения. В своей статье в Century в июне
1900 г. я применительно к этой теме сказал: «Пароходы и поезда все еще
приводятся в движение прямым воздействием силы пара на валы или оси.
Значительно больший процент тепловой энергии топлива может быть преобразован в
кинетическую
энергию при использовании вместо существующих морских двигателей
и локомотивов динамо-машин, приводимых в действие специально сконструированными
двигателями на пару под высоким давлением или газе, с применением
электричества, вырабатываемого для приведения в движение. Таким образом можно
выиграть от 50 до 100 процентов эффективности энергии, получаемой из топлива.
Сложно понять, почему такой простой и очевидный факт не привлекает больше
внимания со стороны инженеров.
С первого взгляда может
показаться, что получать электричество с помощью двигателя и затем применять
ток для вращения колеса, вместо того чтобы делать это с помощью какого-нибудь
механического соединения с двигателем, – сложный и более или менее
нерациональный процесс. Но это не так; напротив, использование электричества в
этом случае имеет огромные практические преимущества. Только вопрос времени,
чтобы эта идея нашла широкое применение на железных дорогах, а также на
океанских лайнерах, хотя в последнем случае условия не настолько благоприятны.
Как железнодорожные компании могут упорствовать в использовании обычных
локомотивов – тайна. При наличии двигателя,
вырабатывающего электричество и
взаимодействующего с электромоторами под вагонами, поезд может двигаться с
более высокой скоростью и экономичнее. Во Франции такое уже предпринял Heilman,
и хотя его оборудование не было лучшим, достигнутые результаты заслуживают
доверия и обнадеживают. Я вычислил, что значительного выигрыша в скорости и
экономии также можно достичь на океанских лайнерах, усовершенствование которых
особенно целесообразно по многим причинам. Очень вероятно, что в близком
будущем в качестве топлива будет использоваться нефть, и это сделает новый
способ приведения в движение тем более похвальным. Компании – производители
электричества с трудом смогут удовлетворить этот новый спрос на генераторы и
двигатели.
Для автомобилей в этом
направлении практически ничего не сделано, и все-таки кажется, что они
предоставляют самые большие возможности для применения этого принципа. Вопрос,
однако, в том, какой двигатель использовать – постоянного тока или мой
индукционный. Первый обладает рядом преимуществ в отношении запуска и
регулировки, но электромашинные коллекторы и щетки на автомобиле очень
неудобны. Ввиду этого
я бы высказался в пользу использования индукционного
двигателя как идеально простого механизма, который никогда не сможет выйти из
строя. Его характеристики превосходны, поскольку применяется очень низкая
частота, и могут использоваться более трех фаз. Регулировка не будет
представлять больших трудностей, и когда автомобиль такой новаторской
конструкции будет произведен, его преимущества сразу же оценят.
С искренним уважением,
И. Тесла
|