New York Sun – 27 ноября 1904 г. Мое внимание привлекли
многочисленные отклики на мое письмо, опубликованное в вашем выпуске от 1 ноября
и касавшееся электрического оснащения новооткрытых подземных сооружений в городе.
Некоторые из них базировались на необоснованных предположениях, которые я
считаю необходимым скорректировать.
Когда я утверждал, что моя
система принята, я не имел в виду, что создал все электрические приборы в
метро. Например, тот, во время ремонта которого через два дня после того, как
подземные сооружения были открыты для общественного пользования, погиб
злосчастный электрик, изобрел не я. Равно как и другое приспособление на
переведенном на запасной путь вагоне, которое, как легко вспомнить, вызвало
возгорание двоих человек. Я также должен отвергнуть всякое свое отношение к
тому переключателю, или устройству, которое немедленно повлекло преждевременную
смерть человека, равно как и к тому, которое прервало жизнь его незадачливого последователя.
Никакое из этих, категорично выражаясь, похоронных приспособлений, или любых других,
вызывавших происшествия, задержки и различные неприятности и
являвшихся
причиной потери рук и ног нескольких жертв, не являются моими изобретениями,
равно как и, по моему мнению, необходимыми принадлежностями разумно спланированного
графика движения вагонов. В отношении этих приспособлений знаменательно
прочитать в некоторых журналах от 8-го числа сего месяца, что одна маленькая
компания проиграла, потому что ее заявка опоздала. Этот показатель острой
конкуренции и резкого снижения цен, кажется, не соответствует щедрости,
провозглашаемой компанией Interborough.
Я просто намеревался сказать в
своем письме, что моя система передачи энергии с помощью трехфазного
генератора и синхронных двигателей-преобразователей была принята в метро, а
также на надземной дороге. Я задумал ее много лет назад для единственной цели –
удовлетворения различных потребностей общего электрического распределения света
и энергии. Она широко использовалась в мире в силу своей огромной гибкости и в
таких условиях применения была признана имеющей огромную ценность. Но идея
использования этой гибкой системы, имеющей бесчисленные возможности поломок,
несчастных случаев и повреждений, в основной артерии такого огромного города,
в
условиях, предъявляющих такие жесткие требования, настолько абсурдна в общем,
чтобы удостоить ее какого-либо серьезного комментария. Здесь должны были быть
установлены только моя многофазная система с индукционными двигателями и
якорями с короткозамкнутой обмоткой – приспособление, безотказное в применении
и с минимальной опасностью при перемещении. Ничто, даже невежество, не
воспрепятствует ее конечному внедрению, и чем скорее совершится это изменение,
тем лучше будет для всех заинтересованных лиц. Лично у меня нет никакой
финансовой или иной заинтересованности в этом вопросе, кроме того, что я давно
живу в этом городе и хотел бы видеть, как мои изобретения должным образом
применяются на благо его населения. В сложившихся обстоятельствах я должен
отказаться от этого удовольствия.
Последствия непростительной
ошибки компании Interborough не ограничиваются этим первым метро или даже этим
городом. Мы вынуждены перемещаться под землей. Наземная дорога – это восьмое чудо
света, такое же колоссальное и внушительное по общественному ожиданию, как
пирамида Хеопса по своим размерам. Рано или поздно все междугородние дороги
должны будут стать подземными. Это потребует невероятных капиталовложений, и
если повсеместно будет внедрено неисправное электрическое оборудование, ущерб
жизни и имуществу будет неисчислимым, не говоря о неудобстве для широкой
публики.
Мне представляется уместным по
этому поводу поблагодарить за усердные предложения своих друзей, в основном
неизвестных мне, как в широкой области электротехнических заслуг, так и в
малом кругу моих друзей, снова обратиться к Американскому институту. Среди
ученых принято представлять оригинальный объект только один раз. Я это сделал и
не хочу отступать от установившихся правил. Лекция о дефектах метрополитена
предлагает огромные возможности, но она была бы не оригинальна. Принимая во
внимание определенные инсинуации, я могу процитировать недавно опубликованное
заявление м-ра С. Ф. Скотта, бывшего президента Американского
института: «С точки зрения истории именно принцип Теслы и система Теслы были
движущими силами современной электротехнической практической деятельности».
Существует совсем немного людей, чьи свидетельства о своей работе я бы цитировал.
М-р Скотт – один из них, это человек, чье сотрудничество было наиболее
эффективным в осуществлении великого промышленного переворота с помощью этих
изобретений
Но предложения моих добрых друзей упали на плодородную почву, и если
бы я мог потратить время и энергию, я бы просил городские власти о возможностях
изучить метро и сделать им под присягой доклад обо всех обнаруженных неисправностях
и недостатках в интересах общественного благополучия.
Еще несколько слов касательно
рекламных плакатов. Со всем должным уважением к общему мнению, я придерживаюсь
другой точки зрения на этот предмет. Реклама – это полезное искусство, и, если его
постоянно поднимать на более высокий уровень развития, оно скоро станет вполне
респектабельным. Его следует не притеснять, а скорее поощрять. Я бы предоставил
компании Interborough все возможности для его использования, ограничив его только
в том, что имеет отношение к художественному исполнению. Должна быть назначена
комиссия в составе художника, скульптора, архитектора, литератора, инженера и
управляющего бизнесмена для вынесения решения о достоинствах представленных для
принятия плакатов. Если этот процесс будет регулироваться подобным образом, я
не вижу, почему бы публике возражать против них. Они двигают бизнес, делают
путешествие менее утомительным и помогают многим способным ремесленникам.
Метрополитены должны стать муниципальной собственностью, и город таким образом
будет получать от них доход. Прежде всего надо принимать во внимание то, что
наиболее важно для безопасности жизни и имущества, быстроты и безопасности
поездки. Все это зависит от электротехнического оборудования. Инженеры сделали
хороший туннель, и необходимо установить соответствующее ему оборудование.
Никола Тесла
Нью-Йорк, 26 ноября1904 года
|